Вера Васильевна Чаплина — известная писательница, на её книгах о питомцах зоопарка выросло не одно поколение детей и взрослых. Они и на сегодняшний день не утратили своей привлекательности.
Веру Чаплину называют детским писателем-анималистом. Писательница не просто работала с животными – она их любила, наблюдала за ними, подмечая их особенности и повадки, а затем переносила свои наблюдения на бумагу.
Зоопарк был местом её работы, а также был домом, в котором для всех его жильцов были созданы все оптимальные условия.
Писателей-анималистов (также как и анималистов-художников) не очень много. Ведь помимо любви к четвероногим и литературных способностей, авторам требуется не просто умение наблюдать, но и основательное знание животных. Оно приобретается только в личном общении со зверями, собственным опытом их изучения, профессиональной работой с ними. Всё это было у Веры Васильевны Чаплиной, замечательной детской писательницы.
С самого раннего детства любила животных. Вере не очень нравилось учиться в школе, ее больше интересовало общение с животными. Она начала ходить в Московский зоопарк, который тогда ещё назывался зоосадом. В 1924 году появился Кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ), руководителем которого был знаменитый учёный-зоолог и писатель Пётр Александрович Мантейфель. Он и предложил Вере заниматься в кружке. Ребята-кружковцы помогали служителям зоопарка чистить и убирать клетки, кормить зверей и птиц, записывать в специальные дневники свои наблюдения за их поведением (позднее из этих дневниковых записей получились первые рассказы Веры Чаплиной). Занимаясь в КЮБЗе, она получила возможность гораздо ближе познакомиться с обитателями зоопарка, которых раньше видела лишь издали. В работе её привлекали животные, которые неохотно шли на контакт. Больше всего Вера ценила способность зверя стать другом. За всю жизнь у неё было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго. Вместе с ним Вера открыла для себя кинематограф. Они вдвоём участвовали в съёмках ряда научно-популярных и художественных фильмов. Арго выступал в качестве киноартиста, а Вера Чаплина – в качестве дрессировщицы и дублёрши исполнительниц женских ролей в трюковых сценах с волком. В 1937 году она написала о любимом волке один из своих самых лучших рассказов.
В 1930 году Чаплина начала работать служителем с молодняком Московского зоопарка. В 1920-е–30-е годы Московский зоопарк переживал второе рождение. В это время Вера придумала специальную территорию для малышей – площадку молодняка. Проект был принят дирекцией зоопарка и вызвал небывалый интерес посетителей, а площадка стала одной из визитных карточек зоопарка.
К 1933 году относится и начало писательской карьеры Веры Чаплиной. Её первый рассказ был опубликован в журнале «Юный натуралист» в июне 1933 года. Произведение было посвящено известному медведю Московского зоопарка по кличке Борец. А в 1935 году были выпущены «Малыши с зелёной площадки», представлявшие собой серию из почти пятидесяти небольших очерков-эпизодов со сквозным сюжетом о первом сезоне площадки молодняка и прологом о старой и новой жизни Московского зоопарка. Книга имела успех, но позднее Вера Чаплина начала оценивать «Малышей с зелёной площадки» критически.
Весной 1935 года начался удивительный эксперимент по проживанию льва в обычной квартире. Отправной точкой этой истории стал отказ львицы из зоопарка кормить своих детёнышей. Из четверых, брошенных матерью львят, трое погибли. А самого маленького Вера Чаплина успела забрать. Маленькая хищница получила имя Ки́нули, так как её кинула мать. Вера Васильевна начала выхаживать Кинули, и малютка была спасена. Вера Васильевна понимала, что Кинули не сможет всё время жить в квартире, и рано или поздно с ней придётся расстаться. Через полтора года Кинули вместе с приемной матерью – собакой Пери перевезли в зоопарк. В 1936 году вышла книга «Кинули», созданная Верой Чаплиной в соавторстве с Андреем Глазовым, кинооператором фильма про маленькую львицу. В этом же году появилась книжка «Медвежонок Рычик и его товарищи» о самых забавных случаях из жизни медвежонка и его друзей по площадке молодняка. А замечательные рисунки к коротенькому тексту сделал художник Дмитрий Горлов.
В 1937 году писательница выпустила сборник «Мои воспитанники», первую часть которого составил переработанный текст «Малышей с зелёной площадки». Повесть «Кинули» вошла во вторую часть книги, в третью – рассказы-портреты: «Нюрка», «Лоська», «Чужой», «Домовой в зоопарке», «Тюлька», «Копуша», «Арго», «Кутька-лётчик», «Трильби». В каждом звере Вера Васильевна видела характер, личность, неповторимую индивидуальность и делала это центром рассказа. Основным художником-иллюстратором книги снова стал Дмитрий Горлов, а Георгий Никольский проиллюстрировал несколько других рассказов. Позднее Горлов станет постоянным и одним из лучших художников её книг. Сборник «Мои воспитанники» имел огромный успех, позже его стали издавать за границей.
В 1944 году она познакомилась с писателем-натуралистом Георгием Скребицким, с которым они дружили долгие годы. В соавторстве у них были опубликованы такие книги, как «В Беловежской пуще» (1949), «Про птиц и зверей» (1952). Чаплина и Скребицкий создали сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).
В январе 1946 года В. В. Чаплина оставила зоопарк, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. В 1947 году вышел её новый сборник «Четвероногие друзья», иллюстрации к которому выполнил Г. Никольский. Эта книга стала популярной в Советском Союзе и вскоре была издана в Польше, Чехословакии, Болгарии и Германии.
В 1950 году по рекомендациям С. Я. Маршака и Л. А. Кассиля Веру Чаплину приняли в Союз писателей.
В 1950-х годах у неё появились сборники «Орлик» с рисунками Игоря Година и Вадима Фролова и «Питомцы зоопарка».
В 1960-х годах опубликованы книги «Друг чабана», «Несносный питомец» с иллюстрациями других художников.
На этом цикл о питомцах зоопарка был завершён, в дальнейшем к этой теме Вера Васильевна не возвращалась.
В 1970-е годы писательница описывает в своих произведениях различные случаи, которые происходили на её даче – сборник «Случайные встречи», который в дальнейшем был дополнен новыми рассказами и вышел уже под названием «Малыш». В эти годы писательница много сотрудничала с издательством «Малыш». Там вышли книги «Про Вурку-выдрёнка», «В нашем лесу», «Малыши в зоопарке», «Птицы под нашим окном» и др.
В последние годы жизни писательница много болела, но продолжала писать новые книги. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. у неё вышли издания: «Как лиса в лесу живёт», «Как медведь в лесу живёт», «Как заяц в лесу живёт» с рисунками Веры Горячевой. Известны её тексты к книжкам о породах кошек и собак: «У нас дома кошка» и «Наш друг собака». Обе они были проиллюстрированы фотографом-анималистом Алексеем Калашниковым. В этот период книги Веры Чаплиной продолжали регулярно издаваться за границей.
Писательница своим творчеством показала нам, что животным не чужды такие чувства, как дружба, привязанность, тоска, страх. И порой звери и птицы ощущают всё гораздо сильнее и глубже, чем человек.